Этой теме было посвящено заседание МО школьных библиотекарей Георгиевского муниципального района Ставропольского края. Авторы блога Молодая Россия читает ! пишут:
"Не так давно, во время последнего вебинара РШБА, обсуждалась роль современной школьной библиотеки как условия реализации нового «Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования». Как известно, с 1 января 2010 года вступил в силу новый Стандарт начального общего образования, в пункте 27 которого отмечена роль школьной библиотеки.
В опубликованном проекте «Федерального Государственного Образовательного Стандарта среднего (полного) общего образования» также есть пункт 27, в котором говорится об учебно-методическом
и информационном обеспечении реализации основной образовательной
программы. И очень отрадно, что в стандарт заложены требования об
обязательном техническом оснащении Информационно-библиотечного центра (в
принятом стандарте для начальной школы – библиотеки) в соответствии с
поставленными задачами:
«обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления…».
«обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления…».
Иными
словами – в библиотеке (ИБЦ), как и в учебных кабинетах, должен быть
скоростной интернет, достаточно рабочих мест (компьютеров) и доступ к
интернету по локальной сети (или через wi-fi) для всех пользователей.
Работники этого самого ИБЦ (библиотекари, специалисты по чтению,
IT-технологиям) осуществляют «информационную поддержку образовательной
деятельности обучающихся и педагогических работников на основе
современных информационных технологий в области библиотечных услуг…» а
сами ИБЦ должны быть «укомплектованы печатными и электронными
информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного
плана…». И что очень важно, помимо учебной, учебно-методической
литературы и «материалов по всем учебным предметам и курсам» фонд
школьной библиотеки (употребим здесь исторически-выверенное название
того места, где хранятся издания на любых носителях) должен быть
укомплектован дополнительной литературой, включая «отечественную и
зарубежную, классическую и современную художественную литературу;
научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по
изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту,
экологии; правилам безопасного поведения на дорогах,
справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей;
литературу по социальному и профессиональному самоопределению
обучающихся».
Что
ж, языком стандарта трудно более ёмко выразить суть того, что должно
соответствовать понятию «современная школьная библиотека». Все остальное
должно быть отражено в нормативных документах, отвечающих на вопросы
«чего» и «сколько» должно быть в образовательном учреждении для
обеспечения заявленного образовательного стандарта. Так же вне рамок
стандарта лежат решения вопросов «сколько стоит» произвести необходимые
изменения и какие специалисты в современной школе будут заниматься столь
необходимым и важным делом. Немало соображений высказывается по поводу
уровня подготовки, количества работников школьной библиотеки и
разделения функциональных обязанностей между ними – от традиционно
библиотечной работы, до IT-обеспечения интегрированных уроков и
формирования информационной культуры учащихся."
К сожалению, пока с трудом верится, что эти изменения придут и к нам, финансирование библиотек оставляет желать лучшего .
Но тем не менее, во всех выступлениях коллег прозвучало что, совершенствование
традиционных и освоение новых библиотечных технологий - это первоочередные задачи школьных библиотекарей на современном этапе.
О том, с чего начать, чтобы библиотеки приобрели
новый имидж и статус.
Использование блога является эффективным и доступным
инструментом для продвижения библиотечной мысли (услуги, обслуживания и
т.д.), этой теме было посвящено мое выступление.
Были
выделены следующие моменты:
Блог - это поддержка занятий со школьниками по курсу информационной культуры, где и библиотекарь совершенствуется в сервисах, размещает задания, дает ссылки на дополнительные ресурсы, проводит оценивание (общее) и рефлексию того, что происходит на занятиях. Блог библиотекаря является объединяющим/отражением блогов школьников, которые создают их как электронные тетради, где выполняют задания библиотекаря по поиску книг, электронных текстов, авторов, др., написанию аннотаций и эссе.
Блог - это «клуб по интересам», который представляет собой доску объявлений, новостей из мира книг; подборку ссылок на ресурсы; консультации по работе с информацией; дискуссии о книгах и чтении.
Блог - это поддержка занятий со школьниками по курсу информационной культуры, где и библиотекарь совершенствуется в сервисах, размещает задания, дает ссылки на дополнительные ресурсы, проводит оценивание (общее) и рефлексию того, что происходит на занятиях. Блог библиотекаря является объединяющим/отражением блогов школьников, которые создают их как электронные тетради, где выполняют задания библиотекаря по поиску книг, электронных текстов, авторов, др., написанию аннотаций и эссе.
Блог - это «клуб по интересам», который представляет собой доску объявлений, новостей из мира книг; подборку ссылок на ресурсы; консультации по работе с информацией; дискуссии о книгах и чтении.
Блог - место для литературного творчества школьников, место для авторских публикаций
Блог библиотекаря - все же авторское произведение, хоть и ограниченное образовательными целями, поэтому овладеть навыками блоггера-журналиста необходимо
Блог – это реклама своей собственной деятельности, повышение имиджа/статуса библиотеки, демонстрация учителям-предметникам, которые проводят в классах проекты, что без библиотекаря проект "хромой", т.к. не ведется целенаправленная работа на развитие информационной культуры школьников,
Блог – это «штурман» в информпространстве для школьников и учителей
Блог - это проще, чем веб-сайт, т.к. в него можно вставлять множество разных привлекательных гаджетов, что не всегда доступно при создании и поддержке веб-сайта. Именно это может «сработать» с ребятами, так как «интерактивно, мотивационно»
Блог – это отражение качеств личности библиотекаря. И если нельзя повлиять на личность, то можно повлиять на должность (библиотекарь-педагог информационной культуры). Для ведения блога библиотекарю необходима дополнительная, причем основательная подготовка, поддержка и мотивация самого библиотекаря.
Блог это площадка для профессионального общения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий